Topengines — все о моделях и марках автомобилей

Отзыв о ВАЗ 21214 4WD (2010 г.в.):

Всем доброго времени суток. Решил написать отзыв про свою классическую Ниву (ВАЗ-21214). Фанатам серебристых вставок, подстаканников и климат-контроля можно отзыв не читать эта машина не для них. В большинстве отзывов про Ниву основной упор сделан на два аспекта эксплуатации проходимость и поломки. Я, конечно, тоже не обойду стороной эти моменты, но хочу осветить машину со всех сторон.

Почему Нива? Случилось так, что мы приобрели участок за городом, к которому, как это частенько бывает, дорога так себе. Скажу больше: весной и осенью она непроезжа для обычных легковых автомобилей. А ездить было нужно, причем постоянно, да ещ и возить при этом разные грузы. Ещ хотелось ездить в лес за грибами, на речку, да и вообще туда, куда хочется, а не куда асфальт проложен. Имеющийся в семье Renault Symbol с этой задачей справиться был не в состоянии.

Новые иномарочные джипы-пикапы не рассматривались, т.к. денег было не так много. Собственно говоря, выбор оказался невелик, т.к. за 320 т.р. (именно во столько обошлась Нива с добровольно-принудительными антикором и сигналкой) в нормальном состоянии купить б/у импортный вседорожник проблематично, а т.к. я вообще б/у машины не очень жалую, то это направление отпало. Классический УАЗик дороже, да и не нужен он мне со своим Part-time AWD, дубовостью и совсем уж аскетичным внутренним убранством; Шнива и Patriot ещ дороже и к тому же их просто жалко загонять, скажем, в лес (там ведь веточки, сучки, поцарапаются ещ…); 5-дверная Нива очень уж неповоротлива из-за длинной базы я элементарно из ракушки не выеду. Ну и решающую роль, конечно же, сыграла цена.

Решено, беру классическую 3-дверную Ниву. Тем более, что теперь они все идут с конвейера модернизированные (усиленное сцепление, ШРУСы вместо карданов, панель приборов от 2115, двухрядные подшипники в раздатке, «надфарники» увеличенные и т.д.). Ах, да, на тот момент был ведь дефицит Нив! Пришлось ждать 1,5 мес., но вс когда-то заканчивается пришла Нива цвета «яшма» (вишневый). Я вообще-то хотел темно-синий, но тут уж не до жиру. Заглянул под машину никакими ШРУСами и не пахнет старые «добрые» карданы. Надфарники, правда, стояли увеличенные, панель от «пятнашки» тоже, и зеркала новые. А что же сцепление и подшипники? Дилер пожимает плечами. Выбор? Конечно есть: можно не брать эту машину, а ждать следующую. Неизвестно только, какая эта самая следующая будет и когда. А ладно, вношу задаток 10 т.р. ставьте сигналку и делайте антикор. Через три дня приехал за машиной, проверил установленные опции, уровни тех жидкостей под капотом вс в норме. «Уровни в агрегатах проверили?» — спрашиваю работника, который показывал мне машину. «Нет, — отвечает, мы не проверяем». «Машину на эстакаду сейчас при мне загоняйте» — говорю. Побурчали, но загнали, пооткручивали пробки, я сам пальцем везде залез вс в норме. Проверил по всей машине, что смог вс вроде работает, нигде ничего не подтекает. Можно забирать.

Дальше как обычно: ОСАГО, КАСКО, учет, техосмотр. Техосмотр, кстати, прошел по-честному с 1 раза без сучка и задоринки. И началась постоянная эксплуатация. Но прежде, чем описывать приключения моей Нивы за год, для начала давайте присмотримся к этой машине. Только вс-таки будем иметь в виду, что аналогичный по внедорожным возможностям а/м Suzuki Grand Vitara стОит в 3 раза дороже. Имею опыт эксплуатации ВАЗ-2107, многие детали, агрегаты и технические решения которой использованы в Ниве, так что полным откровением машина не стала.

1. Сначала немного общего о машине.

Что там под капотом? А под капотом имеем проверенный десятилетиями «классический» двигатель (ДВС) увеличенного до 1,7 л объема (80 л.с.) и оснащенный впрыском топлива (Евро 3). Как и все жигулевские моторы, «живет» в диапазоне 1800 3500 об/мин: ниже не тянет, выше не хочется из-за жуткого рва. Под капотом же «прописано» запасное колесо. Бросается в глаза измененная пробка маслозаливной горловины будем надеяться, что новая потеть маслом не будет. На капоте (изнутри) шумоизоляция. Также можно лицезреть гидроусилитель (фирмы ZF) и вакуумник от Bosch. Шланги системы охлаждения закреплены винтовыми хомутами. Провода системы управления заботливо проложены в пластиковых гофротрубках, на концах евроразъемы. «Зато» на электрике (свет, дворники и т.д.) обычные, знакомые ещ по советским машинам разъемы. Щуп масляный, моторчик стеклоочистителей, бачок омывателя вс из пошлого века. Ну да ладно.

Трансмиссия. Она стОит того, чтобы о ней упомянуть особо. Здесь применена одна из двух классических внедорожных схем: постоянный полный привод (без всякой электроники) с блокировкой межосевого дифференциала и пониженной передачей не шутки. Эта схема, ИМХО, хороша тем, что на полном приводе ездишь не только по грязи, но и, скажем, по асфальту с линзами льда, не боясь угробить детали трансмиссии. Передние колеса приводятся в движение ШРУСами, идущими от РПМ, являющегося в свою очередь отдельным агрегатом, прикрученным к ДВС. Задний редуктор находится в неразрезном заднем мосту, т.е. колеса приводятся полуосями. Оба редуктора приводятся в движение карданами, идущими от двухступенчатой РК, которая в свою очередь соединена ма-аленьким валом с МКП. Вс сделано добротно (во всяком случае на вид).

Ну что, посмотрим, что это за зверь? Экстерьер.

Как известно, на вкус и на цвет… И пусть не смущает наивно-лупоглазый вид Нивы. У этой машины свой стиль, в какой-то степени Нива является культовым автомобилем.

Плюсы:

Дорожный просвет по сравнению с обычными машинами (и паркетниками тоже) просто гигантский, вкупе с короткой базой и короткими свесами геометрические параметры проходимости очень хороши. Можно быть спокойным, что нигде ничего не оторвешь и не зацепишь.

Резиновые брызговички, которые поломать нельзя, а оторвать только специально.

Складывающиеся (конечно, вручную) зеркала.

Металлические бамперы с резиновыми накладками. От несильных ударов не остается вообще никаких следов проверено. А если помнется, то замена не будет слишком обременительной.

Стеклянные фары, не боящиеся песка.

Минусы:

Отсутствуют молдинги по бокам пришлось купить и приклеить широкие Sahler. Помимо защиты от дверей припаркованных рядом машин, несколько меньше загрязняется кузов выше молдингов.

Дворники плохие с новья оставляли неочищенные полосы. Поставил Valeo.

Стекло двери багажника (и сама дверь) сильно пачкается по грязной дороге. Я, правда, для обзора пользуюсь только боковыми зеркалами, но вечно грязные фонари и госномер вс равно не добавляют оптимизма. Как некоторая компенсация на стекле этой двери есть обогрев, дворник и омыватель.

А теперь в салон.

Плюсы:

Очень удобная посадка за рулем, несмотря на нерегулируемую колонку и всего две регулировки сиденья. Может, это только для моих 176 см?

Отличная обзорность, благодаря большой площади остекления, высокой посадке и узким передним стойкам.

Хорошо читаются показания приборов, есть регулировка яркости панели приборов.

Имеется борткомпьютер, в миниварианте, правда. Может работать как вольтметр, показывать время или температуру за бортом.

Удобные подрулевые переключатели. И по схеме работы, и по эргономике.

Салон на удивление большой, особенно в ширину. Между водительским и передним пассажирским сиденьем около 30 см.

Мощный отопитель. В машине тепло даже в сильный мороз.

Минусы:

Над эргономикой кнопок включения отопителя, света и др. никто и не пытался думать. Расположены неудобно и невидимо (перекрываются ободом руля, приходится тянуться и т.д.).

Указатель уровня топлива правильно показывает только при полном и пустом баке. Все промежуточные положения неверны (благо хоть занижает, а не завышает). Проблема, как говорят сервисмены, в датчике. Причем дефект частый, и никто не гарантирует, что новый датчик будет исправен. Пока вроде приспособился.

Для включения 5 передачи и передачи з.х. приходится тянуться к рычагу МКП. Поначалу вообще вместо рычага МКП хватался за рычаг пониженной…

Из мест для небольших вещей имеется бардачок и полка под ним. Это вс. Можно ещ какую-то мелочь положить в углубления на панели приборов (но в поворотах вс равно слетит) или в выштамповку около рычагов РК. Короче, положить мелочвку практически некуда.

Штатные коврики имеют очень низкие бортики, вода с ботинок в ненастную погоду или зимой переливается через них и попадает на войлочную шумоизоляцию, которая сама по себе ни за что не высохнет со всеми вытекающими последствиями.

Отсутствуют многие уже привычные даже по эконом-иномаркам опции (обогрев зеркал, музыка, попогрейка, электростеклоподъемники…не говоря уже о всяких там люках, кожах и круиз-контролях).

Управление отопителем. Воздух из воздуховодов либо сильно подогретый, либо вообще не подогретый. Добиться чего-то среднего крайне сложно. То же самое касается распределения потоков: либо вс на стекла, либо вс в ноги. Есть промежуточный вариант «стекла-ноги», но результат на выходе так себе.

Поехали уж!

По асфальту летом. Про динамику разгона можно сказать, что она «достаточная». Причем достаточная для того, кто никуда особо не торопится. Быстро и динамично ездить на Ниве не получится, а если получится, то недолго, т.к. двигатель и трансмиссия элементарно не рассчитаны на такие нагрузки. Вот и я переключаюсь на 4 и 5 при 2500 об и езжу по трассе 80-90 кмч. На большей скорости сильно ревет мотор, подвывает трансмиссия, зудит мелкой дрожью обивка салона, гудит багажник и неаэродинамичный кузов машина как комок нервов. В общем, это не стихия Нивы, скажем прямо.

По слегка чищеному асфальту зимой. Вот тут постоянный полный привод начинает проявлять себя. При условии, конечно, что стоИт нормальная резина (у меня шипованная И-511). Разница с моноприводной машиной просто потрясает: машина идет как по рельсам, за рулем вообще не напрягаешься. Помню прошедшей зимой поездку по Калужской области сразу после нового года: на асфальте снежная каша (кому чистить-то после нового года?) вперемешку с ледяными линзами, через каждые 2-3 километра из кювета торчит зад легковушки, а Нива едет как летом.

По разбитому проселку. Несмотря на непробиваемую подвеску, ехать быстро не хочется, т.к. из-за е жесткости и короткой базы машина начинает сильно подпрыгивать, ящик с инструментами в багажнике отчаянно громыхать, а пассажиры с заднего сиденья (а оно точнехонько над задней осью) что-то кричать про дрова.

Грязь и снежная целина. После монопривода кажется нереальным, что машина может проехать по такому. По целине снег по бампер, машина прет на 2 пониженной, мотор ревет на 3500 об, главное не сбрасывать газ! Вперед! По грязи и раскисшей глине тоже неслабо (резина Cordiant Off-road), и тоже главное не останавливаться и не сбрасывать газ.

Город. Тут главные минусы это отсутствие кондиционера в летних пробках, большой (под 14 л) расход топлива и механическая КП. В остальном же сплошные плюсы, судите сами: высокая посадка и большая площадь остекления (далеко и широко гляжу), большой дорожный просвет (можно припарковаться там, где остальные не смогут), дешевые железные бамперы (можно не шарахаться от всякой автоборзоты).

— Двигатель без проблем заводится в любых условиях, быстро прогревается и при любой температуре на улице четко держит 90 градусов, пока не попадешь в пробку. Тогда стрелка указателя начинает ползти вверх. Безумно воющие вентиляторы системы охлаждения (их два) быстро понижают температуру до рабочей.

— Ещ о двигателе. Мало того, что кушает 95 бензин, так к его качеству очень чувствителен чуть похуже топливо, начинает детонировать.

— Гидроусилитель пустоват, но со своей задачей справляется.

— Головной свет в принципе нормальный, хотя и не дотягивает по яркости до современных машин (пока поликарбонат песочком не побило). Зато имеет четкую светотеневую границу.

— Отличные тормоза: педаль по усилию именно то, что надо, и информативность на высоте. Тормозит на 5 даже при сравнении с иномарками. АБС отсутствует.

— Впрочем, в Ниве при необходимости можно обойтись и без тормозов. Потери в трансмиссии таковы, что часто для остановки достаточно заблаговременно включить нейтраль. Особенно это сильно было заметно на первых 5 ткм. Посему и износ колодок минимален, и расход топлива «на высоте». Сейчас дело стало получше: теперь при остановке на 5% подъеме назад начинает откатываться и выбег явно увеличился!

— В поворотах на скорости машина сильно кренится, а при проезде неровностей здорово подбрасывает зад. Ничего не поделаешь, короткая база и длинноходная подвеска.

— Кстати, по сравнению с Рено Символ резко уменьшилось количество желающих подрезать, подудеть и т.д. Нельзя сказать, что относятся с каким-то пиететом, скорее, предпочитают не связываться с высокой и грубоватой машиной.

Перевозка грузов и пассажиров

Плюсы:

Достаточно просторный для такого небольшого автомобиля салон (для 4 человек).

Заднее сиденье складывается.

Большая длина крыши (полезно для разнесения дуг багажника).

Желоба на крыше можно поставить простой мощный (и недорогой!) багажник.

Дети с заднего сиденья никогда не вывалятся на дорогу через двери (их нет) и не прищемят пальцы стеклом (оно не опускается).

Минусы:

Залезать на заднее сиденье неудобно. Впрочем, покажите мне трехдверную машину, в которой это делать удобно.

Ещ неудобнее сажать маленького ребенка в детское кресло. Приходится делать это на вытянутых руках. Я-то ладно, а вот жене…

Сзади сиденье сильно поджато арками. Соответственно, разместиться там нормально можно только вдвоем.

Заднее сиденье складывается только целиком, к тому же спинка почему-то ложится горизонтально только если е как следует пригрузить.

Небольшой багажник.

Высокая погрузочная высота (обратная сторона большого дорожного просвета).

На крышу я установил 4 усиленные поперечины, которые позволяют перевозить тяжелые (в пределах разумного) и длинные грузы. Ниве за прошедший небольшой пробег пришлось уже немало повозить разных грузов: байдарку, доски, фанеру, гипсокартон (не сломал!), велосипеды (лежа на крыше), трубы, полуразобранную межэтажную лестницу и даже чугунную ванну. Кроме того, несмотря на перечисленные выше недостатки, я уже оценил преимущества кузова «универсал» перед «седаном». Например, выезжали на новогодние каникулы за город (2 взрослых + 2 детей). Несмотря на маленький багажник, внутрь машины поместился весь груз (одежда, продукты, складная детская кровать, подарки родным, санки) кроме коляски, которую пришлось погрузить наверх. Да, под завязку, но вс вошло!

Что было усовершенствовано в машине.

Кто сталкивался с нашими машинами, особенно 80-90-х годов, прекрасно знает: в них всегда есть, куда приложить руки для усовершенствования конструкции и комфорта. Причем делать это можно бесконечно. В эпоху культа потребления такие машины очень ценятся людьми, у которых чешутся (в хорошем смысле) руки. Так вот, нива как раз из таких, редких ныне машин. Настоящий подарок!

К сожалению, у меня не так много времени, чтобы как раньше подолгу возиться с машиной. Посему сделал немного.

1. Во-первых, резина. Родная полное г… — продал. На лето приобрел Cordiant Off-road 15« + литые диски Скад Эвридика. На зиму шипованную И-511 (камерная!!!) на штатные штамповки. Резину покупал не просто так, а изучив соответствующую инфу на сайте нивоводов. Выбор оказался правильным.

2. В машине, естественно, не было никакой музыки. Установил магнитолу Kenwood с USB-входом + активную антенну на лобовик.

3. Назад динамики ставить не стал побоялся сломать при перевозке всяких грузов. А впереди штатных мест нет. Зато продаются очень недурного вида накладные карманы на двери с местами под динамики. Туда-то и установил 13-сантиметровые двухполосные Pioneer, заодно появилось место для тряпок-салфеток. Попутно добавил смазку стеклоподъемникам, замкам и антикора.

4. Ещ для мелочевки повесил органайзер на спинку пассажирского сиденья.

5. Про накрышный багажник уже писал.

6. Штатные коврики после зимы заменил на коврики с высоким бортом, а под них для защиты от воды шумки бросил «памперсы».

7. Дворники поменял на бескаркасные Valeo.

8. Молдинги широкие резиновые приклеил по бокам. Какая-никакая защита от царапин, да и вид на мой взгляд посимпатичнее.

9. Установили в сервисе защиту «Броня», закрывающую поддон двигателя, КП и РК.

10. По совету знающих людей на капотный воздухозаборник печки установил накладку (иначе зимой весь снег будет в корыте воздухозаборника).

11. Во время ТО-2ткм масло во всех агрегатах было заменено на синтетику Liqui Moly 75W90. Теперь зимой почти не густеет.

Что ломалось-устранялось.

1. Про дворники я писал, новые вообще только грязь размазывали с новья.

2. Про коврики я тоже писал после зимы пришлось сушить шумоизоляцию.

3. Зимой, когда было около 25 со знаком «-», сунулся проверить шланги системы охлаждения: в двух местах еле заметно выступил антифриз. Подтянул, с тех пор уровень в норме.

4. Уж не знаю за сколько часов (машина неделю стояла в гараже), но как-то зимой не выключенный салонный свет разрядил АКБ в ноль. Еле-еле батарею удалось реанимировать. Тут, конечно, вина моя, а не машины.

5. Несколько раз пропадал контакт у тех или иных лампочек в задних фонарях. «Спасибо» идиотской конструкции плат.

6. После штурма серьезной снежной целины (пробег был около 2000 км) загремели демпферные пружины ведомого диска сцепления. Настроился на замену сцепления, но до сих пор оно исправно служит.

7. На 8000 в заторе при множестве включенных потребителях (свет, печка, магнитола, вентилятор охлаждения и автохолодильник) отключилась панель приборов. То есть отключилось именно то, что «сидит» на контроллере (приборы, одометр, часы, лампа чек-энджин), а вот остальные контрольные лампы и подсветка работали). Больше всего напрягал неработающий указатель температуры, но периодически включающиеся вентиляторы старались меня успокоить. Приехал домой: предохранители в порядке. В итоге помогло полное отключение АКБ на 5 мин. Грешу на избыточное энергопотребление.

8. На ТО-10ткм обнаружилось, что внутренние пыльники ШРУСов порваны. Заменили.

9. Ну и как это часто бывает на наших машинах, то саморез откуда-то вывалится, то пистон, то провод высунется, то забренчит что-то. В общем, посматривать надо. Справедливости ради скажу, что изначально сам проверял затяжку агрегатов и подвески вс на заводе затянули как положено.

10. В период с 2 до 10 ткм мотор сожрал около 400 гр масла. Считаю, не фатально.

Покупая машину (тем более нашу) за такие деньги, надо быть готовым, что идеальной она не будет. Я был готов, поэтому вышеперечисленные косяки меня не напугали.

Где хороша такая машина? Если вы вс время катаетесь по асфальту в крупном городе или много ездите по хорошим трассам на дальняк, то Нива точно ни к чему. А вот если живете в небольшом городке с традиционно раздолбанными дорогами или в деревне, то в самый раз. Ну и зимой конечно супер. А если человек любит рыбалку, охоту или автопутешествия в малообитаемые места, мне думается, лучше машины за эти деньги вообще не найти.

И ещ. Какая-то у Нивы энергетика, что ли. Когда я на ней еду, чувствую, что еду на МАШИНЕ, а не на некоем девайсе, пусть тихом и комфортном.

Поездив на настоящем полном приводе, уже не хочется монопривод. В итоге продали Рено, заказали в придачу к нашей Ниве Ниву-Шевроле. Ждем теперь е. Шевик предназначается больше для жены и для поездок всем семейством. Но это будет совсем другая история.