Было дело, владел раритетом, ВАЗ 2101 1974-го года выпуска. Это был мой первый автомобиль, поэтому особо объяснять не нужно, как я себя чувствовал после оформления.
Искал я её наверное месяца 3. Точнее выбирал. В Киеве весной трудно найти живой экземпляр за вменяемые деньги. Цены высасываются из пальца (в лучшем случае из пальца). Поэтому, имея стартовый капитал в 7000 грн., тихо офигевал от копеек за полторы штуки и т.д. Но ищущий да найдет – и вот, спустя два месяца поисков, нашел на сайте красненький жигуленок, который даже без осмотра меня заинтересовал. Владелец сказал, что машина стоит за городом, но на ходу. Предложил обождать неделю, пока он ее не пригонит в Киев. Ну, думаю, и с этой не пруха, видимо отмазывается. Каково же было мое приятное удивление, когда через 3 дня он меня набрал и сказал, что машина уже в Киеве, приезжай смотреть. Приехав на место и подойдя к машине я уже почувствовал приятное волнение: машина была абсолютно без колхоза, тонировки, с родными колпаками и дисками. Приятный матовый красный цвет, не вырвиглаз, но и не вишневый. Что-то среднее. Руль от пятерки, но он не раздражал, скорее даже больше подходил под аккуратную, немного пыльную черную торпеду. Поскольку хозяин автомобиля, дед, отошел в мир иной, автомобиль продавала его дочь. Она дала мне ключи, со словами «ну… проверяйте…)», и стала в сторонке. От волнения я все никак не мог открыть водительскую дверь (нужно просто было перевернуть ключик). В общем, открыл пассажирскую и потом только из салона водительскую. Сел за руль. Первое, что почувствовал, это комфорт. Я говорю относительно других просмотренных мною накануне копеек, и поверьте, таки комфорт. Начал регулировать посадку. На удивление и спинка, и само сиденье двигалось. «Плюсег» — подумал я, и стал рассматривать салон. На торпеде между вентиляторных комфорок был наклеен маленький металлический медальончик, с названием какого-то немецкого городка. Как оказалось потом, машину пригнали из Польши, до этого она ездила по Германии. Возле тумблера переключения печки была вмонтирована красная кнопочка аварийки. Я знал, что в копейках ее не предусматривалось конструкцией, поэтому сразу проверил. Работает. Пошли дальше, самое главное. Трясущимися руками вставил ключ в зажигание, начал заводить. Без подсоса отказалась напрочь. Вытащив подсос наполовину, все же схватилась, и потихоньку начала набирать обороты. Открыв капот, увидел, что клапанная крышка обработана и отделана каким-то материалом, на ощупь напоминавшим задубевшую смолу. То ли шумоизоляция, то ли теплоизоляция. Меня тогда это мало волновало. Сел в машину, сдал немножко назад, потом вперед, проверил тормоза. Все работало. С облегчением заглушил, закрыл, отдал хозяйке ключи и сказал, что завтра поедем на техосмотр. Тогда был зеленым еще, поэтому очень переживал из-за малейших неполадок. Поэтому когда проверяли на яме машину, трясся внутри, в ожидании какой-нибудь пакости. Мастер сказал, что она живая, просто долго стояла. В общем, решено было брать.
Оформив машину на себя и приехав домой, я был в полной прострации половину дня. Друзья и домашние поздравляли с покупкой, а я каждые 20 минут выходил типа покурить, переживая, чтоб кто-нибудь не нашкодил машинке. Ну и ессно тихо офигевал от того, что у меня под домом стоит МОЙ жигуль, и ЧТО мне теперь делать =) Ну, в общем, такое, думаю, у всех было. Ладно, это лирическое вступление.
Теперь подробнее о самой эксплуатации. Сразу оговорюсь, что машина просто создана для начинающего водителя. Тому в подтверждение несколько причин.
1. Машина не для «погонять». Новичку нужно чувствовать машину, дорогу, обстановку, а скорость это лишь дополнение.
2. Отсутствует тахометр, учит слушать двигатель, выбирать нужную передачу.
3. Сборка-разборка, куда же без этого
4. Можно заправлять недорогим бензином
5. Можно узнать, что такое руль без гура, тормоза без вакуумника и т.д.
Вообще, стиль моего вождения прекрасно совпал с техническими возможностями данного авто. Спокойно тронулся, сразу на вторую, затем поиграл вторая-третья, разогнался до 60, врубил последнюю, четвертую, и едешь, знай себе поддерживай скорость не меньше 60 на четвертой, чтоб не напрягать старушку на малых оборотах, ну и себе комфортнее, не шморгаешь туда-сюда коробку. Коробка, надо сказать, мягкая. Во всяком случае у меня была, так как на других видел и с большим углом наклона, так называемую «полонезовскую», и менее информативную, с рабочим доводчиком и выравнивателем на нейтральное положение, но мне она не очень понравилась. Так как на ней передача не включается, а именно втыкается. То есть приложил усилие, загнал, она довелась и стала. Мне же по душе плавное и мягкое включение, пускай даже без доводчика.
Подвеска завидная. Мягкая, приятная, в сочетании с нормальными пружинами просто супер. Даже сейчас, катаясь на Галанте 85-го года, с ностальгией вспоминаю… Вообще, по ходовой там все перебирается, да и не обязательно вазовское, можно взаимозаменять с других автомобилей. Это, пожалуй, тоже достоинство, нет привязки к определенным запчастям, выбор и т.д. Не очень айс то, что всего 4 передачи. Ну а что делать — 1974 год, друзья.
Двигатель. Ну, тут можно рассуждать очень долго. В зависимости от того, кто что хочет от старенькой машинки. Если в хорошем состоянии и нормально за ним следить, то вполне хватает. Ну, а кому не хватает, точит, ставит шестерочный, бмвшный, от скайлайна, истребителя (нужное отметить/подчеркнуть). ИМХО, это лишнее, но есть настоящие любители конкретно ЭТОЙ модели, поэтому спорить не будем, я же субъективно рассуждаю. Мне лично не хватало мощности движка. Но уже потом, когда ездить научился. Оно ж вообще как. Сел, поехал – и уже радости до колен. Потом катаешься больше и больше, ну и уже начинаешь «вредничать», то есть подмечать какие-нибудь мелочи и т.д. Так что если сразу себе сказать для чего тебе машина, то и вопросы отпадут сами собой.
Управление, конечно, не люкс. Что называется, баранку надо крутить, а не вращать.) Но со временем привыкаешь, главное не стесняться, а то лично слышал, как «пацаны» стеснялись крутить рулем и стояли в том ряду, в котором не хотели стоять. ИМХО, бред, машина есть машина, раз уж едешь на жигулях – будь мужиком, йоптыть!)
Остальное перечислю поверхностно, думаю, все и так знают, что там и как. Салон у меня был в хорошем состоянии, светлого цвета, непошарпаный, правда не открывалось левое заднее стекло, но это мелочи все. Летом открывались остальные три и было счастье. Печку я сделал, работала на ура, в мороз заводилась хорошо, главное уметь ее правильно завести. Хотя бы летом. Внешний вид не менял, только диски в белый цвет покрасил, воздухозаборники в белый и выхлопуху в белые полосы (просто в шутку), гаишники интересовались, мол, на что намек… Так я им и сказал, ага.
Из поломок особо глобального ничего не делал.
Заменил переднюю оптику вместе с горшками, поменял лампочки во всех фарах, назад новые плафончики, ну чтоб аккуратно все было.
Долго возился с электрикой, реле на свет, починил моторчик стеклоочистителей, регулярно горел второй предохранитель, поменял реле зарядки аккумулятора.
Купил новый радиатор отопителя, заменил, перебрал трамблер, почистил карбюратор, поменял тяжку акселератора, после этого педаль стала как в иномарке, мягкая и плавная.
Тормоза. Ну, тут я решил не за…ть себя и окружающих и поменял всё: колодки, оба цилиндра и главный тоже. Поменял жидкость, прокачал и забыл (даже удивительно). Зимой спасло мою задницу от гемора – хоть я всегда держался от впереди идущего на два корпуса (мало ли), все равно выпало мне испытание. Зимой возвращался домой, было темно уже, ну и ехал потихоньку, километров 50, не больше. И какая-то женщина на перекрестке решила проскочить на красный. Среагировал, но поздно – она была уже на моей полосе. Даже не стал бибикать, в голове мысль была, чтоб главное не сбить. Ну и пустил машину в занос, благо на встречке пусто было. Развернуло, ударил колесом в бровку, менял потом рулевое. Женщина правда извинилась, но мне как-то не полегчало, полегчало после трех винстонов.
Ну и расходники, куда ж без них, масло заливал вначале ТНК минералку, потом двигатель дал понять, что его давно уже надо было откапиталить, он мне мол год прослужил – давай, чини. Заливал М8, вамповское. Хорошее масло, кстати, не вонючее и более вязкое. Зимой без проблем. Ну и как-то я ехал в чудовищной пробке в центре. И двиг начал троить, еле доехал домой на двух цилиндрах. 2 свечи засрало к чертям, последующая чистка мало что дала, засирало и дальше, и я решился. Нет, не сдался, решился. Во-первых, самого главного я от езды не получал – удовольствия. Это сказывалось и в посадке, ноги длинные, а педали близко – уставали, да и просто хотелось иномарку. Продал за то, что и купил, ребятам сказал все как есть, и про двиг в том числе. Машина отслужила верой и правдой, никогда ее не забуду…